Достаточно ли внимания Вы уделяете своему ребенку?
Дорогие родители, просим вас принять участие в тесте. Вы сами поймете почему у вас такие взаимоотношения. Посчитайте самостоятельно баллы за каждый ответ.
«Да, почти всегда» – 4 балла;
«Иногда, может быть» – 2 балла;
«Нет, никогда» – 0 баллов.
1. Все ли Вам нравится в вашем ребенке?
2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
5. Поправляете ли вы речь малыша?
6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли вы малыша?
8. Смеетесь ли вы вместе с ним?
9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?
10. Часто ли вы обнимаете ребенка?
11. Играете ли вы вместе?
12. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
13. Есть ли у ребенка в доме место, которое отведено только ему?
14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, спектакль вашего малыша?
15. Ходили ли вы в театры, в музеи, в зоопарк, в цирк вместе с ребенком?
16. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
17. Беседуете ли вы с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
18. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
19. Стараетесь ли вы ходить с ребенком на прогулки?
20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?
Ключ:
Сложите полученные баллы. Если сумма баллов
от 80 до 60 – вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас очень хорошие взаимоотношения, вам очень хорошо вместе;
от 60 до 30 – очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша;
меньше 30 – вам стоит задуматься и уделить немного больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее.
Для вас, родители!
В психологии существует целый перечень признаков «кризиса 3 лет», так называемое семизвездие (своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм).
Но это все следствия одной причины, кратко и емко описывающей поведение ребенка в период кризиса трех лет:
Малыш стремится сам ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ! Он стремится не только что-то ДЕЛАТЬ самостоятельно, но и самостоятельно РЕШАТЬ, делать это или нет.
Своеволие
Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Понимаю, бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности.
Посмотрите в его счастливые глазенки, и увидите гордость от осознания факта своей самостоятельности!
Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Опыт – сын ошибок трудных.
Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, ЧТО именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.
Упрямство
Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: "Я так решил!".
Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!». Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил. Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение - попросит книжку. Удивительно, но факт!
Негативизм и строптивость
Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.
Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил! Что делать? Попробуйте вместо утвердительной формы "Идем гулять!" просто спросить малыша о его желании: «Солнышко, мы гулять пойдем?».
Протест-бунт
Протест-бунт ребенка – это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», "Одень тапочки!").
Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик). Любому человеку очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета. Ребенок, деятельность которого постоянно сдерживают родители, считая его поведение неправильным, будет искать другие пути освобождения от накопившегося напряжения. Например, в виде агрессии или онанизма. Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика человека. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (это принцип доминанты - очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные).
Симптом обесценивания
Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).
Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией).
Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока... Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…).
Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек. Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то
Деспотизм
Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» – это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть хозяином жизни, а не слабовольной овечкой, ведомой другими людьми. Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяете малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Ему еще сложно понять ваши объяснения и нравоучения, вернее он их понимает по-своему.
Принципы поведения родителей:
Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения («Иди кушать»), а в виде вопроса («Ты кушать будешь?», «Ты кушать будешь сейчас или попозже?», «Ты будешь кушать рисовую кашку или гречневую?» в зависимости от ответа, который вы ожидаете услышать).
Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите «Спасибо», если кроха оказал вам услугу. Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите малышу хороший пример для подражания.
Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно), используйте игру для сглаживания кризисных моментов.
Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит.
Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а так же здоровья и безопасности других людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений!
Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение.
Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.
Это время трудное не только для ребенка, но для родителей, так как требует коренного пересмотра отношения к своему повзрослевшему малышу. И если в стратегии воспитания ничего не меняется, то кризис 3 лет затянется на долгие месяцы. От того, как вы будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш малыш активность, упорство в достижении цели
Многие взрослые люди с трудом могут осознавать свои чувства в настоящий момент, описывать свои ощущения, эмоции и мысли. В таком случае на чувства детей им тем более сложно обращать внимание в повседневной жизни. Важно научиться осознанному и честному контакту с собой и с другими людьми, освоить способы самоподдержки.
Основные вопросы, с которыми обращаются к психологу родители:
Почему мой ребенок часто болеет?
Почему он так отвратительно себя ведет со мной или с гостями?
Как можно расти таким ленивым (невоспитанным, бездарем, слабым, плаксой и т.п.)?
Я устала злиться и раздражаться на детей, они меня не понимают, не слышат.
Моя жизнь – это семья, работа и дети, на себя нет времени и желания, скоро сойду с ума, помогите вылезти из этого водоворота дел.
Наше внутреннее эмоциональное состояние, особенно когда оно приобретает хронические формы, напрямую влияет и на наше настроение, и на здоровье, и на успехи в учебе и на работе, и на детей.Чувство родителя – обида, чувство ребенка – вина!
Выход – признавать в себе право на обиду и на проговаривание своих чувств обидчику. Не держать в себе свое недовольство, не терпеть несправедливость по отношению к себе, прояснять ситуации и с мужем, и со своими родителями, и с друзьями.
Состояние беспомощности родителя – гнев ребенка!Родитель в стрессовых ситуациях часто может углубляться в себя, в экран смартфона, ПК (персональный компьютер) или телевизор, книгу, в худших случаях «спасается» алкоголем. Взрослый как бы показывает всем своим видом, что отказывается решать проблемы, что у него нет желания и сил что-то менять. Даже маленький ребенок может реагировать на такие состояния человека, от которого он зависит в настоящий момент.
Что делают дети? Они злятся и пытаются «вернуть» родителя в реальность! Они будут вас «доставать» из ваших же «омутов» иллюзий и сетей интернета. Будут капризничать, кусаться, кричать и иными способами привлекать внимание. Своими делами они будут заниматься после того, как смогут с вами поговорить и убедятся, что вы вышли «на связь с ними»! Если ситуация длится долгое время, ребенок может плохо спать, будет постоянно кашлять, станет хуже учиться, перестанет играть самостоятельно, будет конфликтовать с другими детьми, пытаясь отреагировать свой гнев!
Выход – заняться укреплением своего «фундамента», используя спорт, йогу, медитации, витамины, психолога, врача (если уже нужно). Осознать собственное состояние, найти нужную поддержку среди значимых людей и действовать, решать накопившиеся вопросы!
Равнодушие родителя – отчаяние и боль ребенка!
Причины родительского равнодушия:
Непринятие существования ребенка или его пола. Например, нежеланная беременность или разочарование, когда хотели мальчика, а родилась девочка.
Тяжелое переживание депрессии, боли, горя, одиночества взрослого.
Серьезные заболевания взрослого, игнорирование своих собственных проблем, заботы о самом себе. В этом случае ребенок – лишь зеркало отношения родителя к самому себе.
Сильное, почти непереносимое чувство собственной неполноценности или неправильности родителя. В этом случае контакт с ребенком сводится на нет в связи с избеганием своих собственных негативных чувств, которые активизируются в контакте с ребенком.
Дети равнодушных родителей растут сами по себе, они привыкают к собственной незначимости. Одни могут стать нарочито демонстративными, другие замкнутыми и угрюмыми, озлобленными на весь мир.
Выход – родителям в этих случаях можно рекомендовать обязательное обращение к психотерапевту, важно устранить причины собственной неудовлетворенности и закрытого сердца, исцелить свои душевные, физические травмы и недуги. Хорошо, если кто-то посоветует надежного специалиста и вообще порекомендует человеку обратиться за помощью, т.к. сам он обычно очень равнодушен к своим проблемам.
Высокомерие родителя – презрение и отвращение ребенка!
В большинстве случаев родители ведут себя высокомерно с детьми тогда, когда в контакте с другими людьми они испытывают унижение и, например, стыд, а защитить себя никак не могут. Тогда дети и другие зависимые от них люди (иногда, супруг (-а)) – объекты их самоутверждения. Чтобы повысить значимость в собственных глазах, они поступают несправедливо с теми, кто их слабее психологически и физически.
Выход – во-первых, терапия нужна точно тому супругу, который терпит обесценивание и обвинения от «манипулятора».
Вина родителя – бессилие ребенка, слабый иммунитет!
Страх родителя – тревога ребенка!
Почему тревога? Ребенок в первую очередь от взрослого ожидает БЕЗОПАСНОГО взаимодействия, заботы и защиты! И когда этот взрослый сам находится в смятении и страхе, ребенок чувствует риск остаться без должного ухода, еды, внимания, защиты, прежней жизни, необходимого контакта и поддержки! Здесь важно отметить, что каждый из нас справляется со страхами по-разному. Не чувствовать их вообще невозможно! Стресс сопровождает современного человека каждый день. Поэтому важно НАУЧИТЬСЯ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРЕССОМ!
Ваш гнев – страх ребенка!
В страхе и тревоге за свою безопасность ребенок защищается, сжимается, пытается отстраниться или как можно менее безболезненно перенести давление, отключив чувства и свои интеллектуальные способности. Поэтому обычно родители таким способом добиваются ровно противоположного эффекта. Действуя по шаблону собственного воспитания, мамы и папы не задумываются о чувствах и состояниях своих и ребенка. Собственное бессилие и раздражение взрослые пытаются компенсировать силой контроля и подавления.
Выходом в таких случаях является осознанность. Нужно научиться регулировать свои эмоции и останавливать свой крик или высокий подавляющий тон еще до того, как конфликт перейдет в острую фазу. Далее на досуге важно проанализировать, почему вы так болезненно относитесь к несовершенству своего ребенка? Как по-другому вы можете донести до него нужную информацию, просьбу или требование. Может быть, вам стоит научиться с ребенком договариваться? Особенно если это подросток или школьник. Если вам не хватает знаний, читайте книги, ходите на тренинги для родителей, также приглашаю вас на свои консультации и занятия для родителей.
• Гнев и раздражение на ребенка – это на самом деле перенос негативных чувств к его отцу (другому человеку).
• Злость на ребенка – это следствие неосознанного переживания собственного отчаяния и чувства безысходности.
• Раздражение в адрес ребенка – это маркер глубокого чувства вины перед ним за то, что мать считает себя плохой, за то, что поступила когда-то неправильно с ним или с его отцом.
• Злость и непринятие своего дитя просто потому, что нет сил жить счастливо, нет целей в жизни, нет чувства удовлетворенности, нет ресурсов быть хорошим родителем!
Дорогие родители, задумайтесь над своими чувствами и состояниями, наблюдайте за своим контактом с детьми, попытайтесь осознать свои переживания! Помогите себе и детям!
Психолог - специалист, получивший психологическое образование. Психолог не является медиком, поэтому не выписывает лекарств. Психолог работает с психически здоровыми людьми, которые хотят помощи в разрешении своих проблем, таких как развод, потеря, трудности в общении, трудности в принятии решения и др.
Это специалист, который может профессиональным оком взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдите на свет.
Психолог не решает за людей их проблемы.
Задача психолога - создать такие условия, при которых клиент сам способен разобраться в своей проблеме. Он поможет вам переформулировать свой запрос так, чтобы вы увидели причину - что затрагивает именно вас. Вы станете способны изменить свое отношение к проблеме, изменившись сами.
Психолог — не учитель, не наставник, не друг
Он не знает «как правильно». У каждого клиента своя правильность. Цель — найти вместе с клиентом лучшее решение. Психологи не работают с членами своей семьи и друзьями, т.к. это серьезно ухудшает эффективность процесса
Психолог не может решить все проблемы.
Психолог не решает проблемы, в ходе психотерапии он создает условия для того, чтобы человек сам понял причин возникшей ситуации и сам выбрал нужное решение.
Услуги психолога – для абсолютно нормальных людей!
Обращение за помощью к психологу - не является ни показателем слабости, ни знаком психического нездоровья. Как уже было отмечено, психологи работают со здоровыми людьми. Однако время от времени все люди нуждаются в поддержке и помощи со стороны. В нашей культуре ещё не прижилась традиция обращения к психологам. Вместо этого, заведено приходить за помощью к друзьям или заливать проблемы алкоголем. Нередко можно услышать "Что я псих, что ли, чтоб по психологам ходить?" Выбор всегда за человеком. И настоящий психолог не навязывает своих услуг. Инициатива всегда должна исходить от человека, желающего получить консультацию.
Функциональные обязанности
педагога – психолога в ДОУ:
Притча о воспитании детей.
Приходит дочь к отцу и говорит:
— Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, я не вижу в ней никакого смысла! У меня постоянно трудности и проблемы… Я все время плыву против течения.. У меня просто нет больше сил!!!… Что мне делать???
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе.
Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо, и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
— Что изменилось? — спросил он девушку.
— Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде. — ответила она.
— Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.
Посмотри — твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой.
Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым.
Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка.
Тоже самое происходит и с людьми — сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми, тогда как хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.
— А кофе? — спросила дочь.
— О! Это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой враждебной среде и изменил ее — превратил кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не меняются под давлением обстоятельств — они сами меняют обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из любой, даже самой неблагоприятной ситуации.
Я хочу, чтобы ты прекратила вести себя как “морковка”, вспомнила о том, что ты человек, счастье которого – в его собственных руках!
Будь как кофе. Будь сильнее кофе!
Меняй обстоятельства, а не меняйся сама!!
Возрастные особенности детей 2-3 лет
Детская игра занимает ключевую позицию в жизни и развитии ребенка в возрасте 3-7 лет. С ее помощью малыш познает окружающий его мир, учится выстраивать отношения между сверстниками и взрослыми. В игре он проигрывает жизненные ситуации и делает свой собственный выбор.
Как правило, в этот период они копируют поведение взрослых, начинают играть во «взрослую» жизнь (классический пример дочки-матери). Дети буквально примеряют на себя разные социальные роли: вот он злой Бармалей, а теперь добрый кот Леопольд. Ребенок совершает поступки, которым дает собственную оценку. Наблюдая за ребенком во время игры, и анализируя его поведение в каждой роли, можно лучше понять его переживания, страхи и тревоги, особенности взаимоотношений в семье.
В групповых играх ребенок учится выстраивать отношения, знакомится с правилами и учится их соблюдать. Пока только в игре, но в дальнейшем данный опыт он перенесет в реальную жизнь. И вот когда он уже собрал «волшебный чемоданчик» своих знаний, с которым он вступит во взрослую жизнь, приобретенные им в игре умения, помогут реализовывать свой потенциал, расти как личность и быть счастливым человеком.
Классификация игр дошкольников
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевые:
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
Сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
• Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле) .
• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль) .
• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
• Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.
• Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
• Стоительно – конструктивные игры
Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
• Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
• Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Игра – отражение жизни. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого.
Информация
Новости
09.12.2022
07.12.2022 года в детском саду состоялась детско-родительская конференция
01.12.2022
Мама — это небо! Мама — это свет! Мама — это счастье! Мамы лучше не
тел. (34397)3-18-83 E-mail: dsad12revda@yandex.ru